Бесполезные говорители ни о чем. Психологи. «Люди в белых кабинетах». «Шарлатаны». «Ну эти, как их, психиатры».
В силу среды, в которой варишься, слышишь много разных характеристик в адрес того, с чем на данном этапе себя уже идентифицируешь.
Но это не пост о «накипело». Просто захотелось вдруг рассказать, поделиться опытом общения, восприятия и осмысления. Не с целью кого-либо в чем-либо убедить, просто показать взгляд со своей стороны, а там уж каждый волен решать для себя сам, что думать.
читать дальше
Психолог это не только тот, кто сидит в кабинете, слушая не просто каких-то истерящих дамочек, а людей, которые пришли с ПРОБЛЕМОЙ. Которая может казаться стороннему наблюдателю смешной или не значительной, но для человека она непреодолима настолько, что он оказался готов переступить через социальные предрассудки и много чего еще, чтобы обратиться за помощью. Но вообще изначально собираясь писать этот пост, я хотела рассказать не про психологов-консультантов. У этих свои правила и своя этика.
Я хотела рассказать немного о том, что кроется за скромным «с пострадавшими работают психологи» в новостях. Просто поделиться толикой своего уважения к этим людям и показать, что «кабинетами» все не ограничивается.
Есть такие вещи, как Московская Служба Психологической Помощи Населению, или Психологическая служба МЧС.
Это тоже бесполезные говорители?
Проблемой ведь могут быть не вариации трудностей в общении, а горе. Особенно переживание острого горя - это тоже работа психолога. И если человек в горе находится в апатии - ну и пусть он сидит в уголочке себе, подумал бы кто-то, кто не знает, что это самый худший вариант, хуже, чем человек агрессирующий или истероид. У такого просто уже кончились силы, настолько, что даже забота о витальных потребностях уходит для него за грань осмысления. И о таком тоже заботятся психологи - дать поесть, попить, отвести куда-то отдохнуть, создать зону безопасности.
А еще сопровождать человека на опознание тела. Или на получение компенсации за жизнь родственника (своеобразная процедура, суть которой сводится к тому, что государство говорит:"Вот, у тебя умер родной человек, он стоит столько-то, бери"). Сопровождение ведения аварийно-спасательных работ - работа с населением, информирование, предупреждение или устранение массовых реакций (девочки психологи идущие за оцепление омона работать с людьми в агрессивной толпе - зрелище своеобразное).
Это не работа спасателей, работа спасателей гораздо страшней - спасать. Работа психолога - сделать спасение не напрасным. А еще помогать самим спасателям. В МЧС, например, психодиагностика проводится каждые два года. Спасатели бывают очень разные: водолазы (выжившие, к сожалению, бывают редко), пожарные (одна из самых многочисленных структур), горноспасатели (люди, которые работают с риском для жизни абсолютно всегда), летчики (поисковые операции с затяжным состоянием неопределенности) и многие, многие другие. И им тоже нужна забота. Нужен кто-то, кто не решит их проблемы за них, но поможет изыскать в себе достаточно ресурсов для сглаживания этих проблем, и предложит альтернативы, и продерется через все их многочисленные механизмы защиты. И это тоже психолог. Не медик, не психиатр. Психолог.
Уф. Кажется что под конец я все же полезла на броневик, простите мне это, возможно этот идеализм отобьет с возрастом. Но даже сейчас он не слепой. Ведь как и в любой профессии бывают хорошие и плохие специалисты, и даже у хороших специалистов бывают ошибки. Совершенных нет и это к лучшему. Потому что достойных уважения и так хватает.